Самая древняя система медицинских представлений
Зачатки медицины на территории Китая, по сведениям археологов, были уже в Каменном веке. С появлением письменности появилась и возможность систематизировать практический опыт целителей и всевозможные наблюдения о человеке и природе. Знания накапливались постепенно и длительно, прежде чем оформились стройную медицинскую систему. В период Иньшан можно встретить названия болезней и рецепты фитотерапии. В период Весен и Осеней (770 – 476 гг. до н.э.) появляются упоминания об акупунктуре и методах прижигания. Да, вот такие древние и глубокие корни у традиционной китайской медицины!
Как развивалась китайская медицина?
Медицина в Поднебесной развивалась параллельно философии. И по сей день для полного понимания процесса исцеления требуется философская подоплёка. Из шести школ философии древнего Китая наиболее значимое влияние на развитие медицины оказали конфуцианство, даосизм и школа натурфилософии. Конфуций в неспокойные для страны времена создал на основе древних трактатов этико-социальное учение с высокими моральными принципами и правилами для жизни.
Из даосизма китайская медицина получила понятие о полярностях Инь/Ян и один из главнейших постулатов о необходимости гармонии между человеком и космосом, человеком и обществом.
Школа натурфилософии дала понимание полярных сил Инь и Ян, знания о пяти первоэлементах. Считается, что позднее произошла интеграция этой школы с даосизмом и конфуцианством.
Первая книга Поднебесной «Хуан Ти Нэй Цзин» (500 – 300 гг. до н.э.) до сих пор является основой и классикой китайской медицины. Название переводится как «Трактат Желтого императора о внутреннем». Сложно сказать, был ли автором сам Желтый Император. Скорее всего — это дань уважения легендарной личности Императора. Сам трактат претерпел множество изменений, так как за время его существования тексты переписывались, менялись, добавлялись, терялись и находились.
В дальнейшем знания продолжали кропотливо систематизироваться. Развивались направления лекарственной терапии. Одним из базовых трактатов, где описаны 365 видов лекарств и особенности их применения, является «Трактат Шэньнуна о травах». Совершенствовались знания о меридианах, иглорефлексотерапии и моксатерапии (прижигание): «Трактат о трудностях», «Канон о каналах», «Трактат о чженьцзю терапии». Накапливались сведения и наблюдения о причинах заболеваний. В трактате «Причины и диагностирование множества заболеваний» уже есть указание на болезни, передающиеся от человека к человеку, что произошло задолго до открытия Пастера.
Школы китайской медицины
Со временем появилось несколько школ китайской медицины со своими особыми подходами, которые касались в основном лечебной тактики. Например, Даньси Вэнь считал, что в терапии нужно добавлять или «взращивать» Инь. Ли Гао говорил о главенствующей роли желудка в развитии патологии. Сторонники «Школы нападения на Пагубное» утверждали, что всему виной патогенная Ци (энергия). «Школа Прохлады» развивала тему о возникновении всех болезней от огня и жара, в том числе и от избытка эмоций, что также является проявлением жара.
Современный образ традиционной китайской медицины
Современный образ традиционной китайской медицины (ТКМ) сформировался как упорядоченная система после основания Китайской народной республики (КНР). «Трактат о внутреннем» по-прежнему остаётся классической основой ТКМ. Для разъяснения тонкостей в 60-е годы было издано «Толкование Канона о внутреннем», а в 80х годах появилась книга «Основы теории Традиционной Китайской Медицины».
Сформировались основные методы терапии:
Иглорефлексотерапия (акупунктура)
Моксотерапия (прогревание точек)
Фитотерапия
Вакуум-терапия (массаж банками)
Массажные практики (руками, скребком гуаша)
Гимнастика
Новейший период отличается вниманием к ТКМ со стороны науки и ортодоксальной медицины. С одной стороны, ученые пытаются найти новые возможности применения методам и рецептам древней медицины, особенно в сфере трудноизлечимых заболеваний. С другой стороны, есть специальные стартапы для оценки эффективности и разумности методов и средств ТКМ. Необходимость «отделить зёрна от плевел», действенные способы от заблуждений возникла в связи с активным использованием ТКМ в качестве альтернативного метода лечения во многих странах. Это оправданно, так как нужно иметь представление о том, как и чем нас лечат. Поэтому к исследованиям подключились ученые различных направлений, в том числе биохимики, нейрофизиологи. Активно исследуется сырьё для производства препаратов. Многие травы оправдывают свой эффект, и даже есть новые открытия по их свойствам. Вопрос о действенности препаратов ТКМ возникает также в связи с негуманной добычей ингредиентов животного происхождения. Например, применение порошка из рогов носорога признано неразумным и необоснованным для терапии заявленных заболеваний. Тем не менее, много животных истреблено и продолжает гибнуть именно по причине мнимой ценности рога.
Несомненно, традиционная китайская медицина продолжает развиваться, сохраняя свои основы. Душа ТКМ – это китайская натурфилософия и её главный дар: потребность в гармонии между человеком и природой, между человеком и обществом. Это общее исцеление, в которое вовлечены человек, его окружение и пространство.
В серии дальнейших публикаций вас ждут базовые знания в ТКМ для укрепления здоровья, профилактики, активного долголетия.