Loading...
Режим работы: ПН-ПТ 10:00 - 18:00 Выходной СБ-ВС
Москва, Большая Почтовая улица, 36, стр. 10, под. 18
Заказать звонок
shopping_cart 0
shopping_cart 0

История медицины древнего востока

История медицины древнего востока
15 Августа 2021

История медицины востока

Две великие цивилизации – Индии и Китая – уходят корнями в очень далекое прошлое. Общность фундаментальных трактовок и феноменология методов лечения, застывших в своем развитии, не позволяют уверенно считать поступательный, накопительный путь появления знаний единственным. Нельзя исключить привнесенности знаний от более развитых цивилизаций. Свами Васвани* считает родиной Хатха – йоги Лемурию (огромный древний материк – цивилизация, погибшая около 30 – 50 тыс. лет назад); Лайа – йога произошла от цивилизации Атлантиды, а Раджа – йога была внесена в Индию древними арийскими племенами и завоевателями.

Ряд ученых возводят происхождение йоги к цивилизации Мохенджодаро и Хараппы (III – II тыс. до н. э.) на основании того, что во время раскопок в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые сидели в позах йоги.

Древнейшая из медицинских систем* - индийская – дала миру йогу и Аюрведу. «Размытость» хронологий и существование так называемой даосской йоги не позволяют исключить и внеиндийский корень этой грандиозной системы здоровья.

Не менее расплывчато датировано создание Вед – древнейших священных текстов, лежащих в основе философско-религиозной системы индуизма. Это 6 – 2-е тысячелетия до н. э. Гимны, прославляющие древних богов, разнообразны; космогонические и астрономические сведения, формулы, заклинания с пояснениями к ним объединены в 1028 гимнов Ригведы, 1549 песнопений Самаведы. Не менее обширны Яджурведа и Ахтарваведа.

Аюрведа (IX – III в. до н. э.) представляла собой огромную энциклопедию медицинских знаний, где причинами болезней признавались не только гнев богов, но и изменения климата, нарушения диеты, правил личной гигиены.

В Аюрведе описаны признаки 150 болезней, 760 лекарственных растений и продуктов животного происхождения. При назначении их учитывали время года, тип телосложения больного, пол, возраст, характер болезни.

Здесь же, в Аюрведе, излагается учение о двух энергиях: Паруша – мужской и Пракрити – женской. Концепция пяти элементов, впервые или также как в Китае или Греции, составляющая основу как диагностики, так и лечения, представляет собой три доша: вата (эфир и воздух), питта (огонь и вода) и капха (вода и земля). Гармония трех дошей – здоровье, дисгармония – болезнь. Разумеется, считать Аюрведу исключительно медициной – значит, существенно ограничивать ее первоначальные задачи.

Рекомендации оздоровления, заботы о физическом теле не отделимы здесь от морально-нравственных и религиозных аспектов. Однако Аюрведа, вобравшая в себя предписания по сохранению и восстановлению здоровья, носила достаточно прикладной, бытовой характер в отличие от учения йоги.

Йога – связь, воссоединение, единение (аналогом которого является и латинское «religare» - религия) – должна была восстановить единство Чистого сознания, являющегося функцией души, воплощенной в теле, с Внешним сознанием. Учение йоги хотя и отражено в Упанишадах (наставления, полученные «возле ног» учителя; формировались с VIII – VI в.в. до н. э. по XI – XV в.в. н. э.), но было практически доступно лишь касте брахманов- жрецов.

Хотя слово «йога» в Ведийских текстах и «Махабхарате»* в большинстве случаев означает просто отречение от мирских благ и аскетизм, из некоторых древних первоисточников (Шваташватара–упанишада, Мундака–упанишада, Бхагавад–Гита) можно сделать вывод о существовании специальных йогических процедур, методик целенаправленного управления физическими и психическими функциями человеческого организма.
Указания по практике йоги в древних источниках являются частью синкритического (не разделенного, не дифференцированного) учения с известными трудностями истолкования. Индологи полагают, что уровень методического знания древней ведийской йоги был весьма высоким; скорее всего, знание передавалось изустно от учителя к ученику.

Систематизированное учение йоги в рациональных терминах формального мышления было представлено в трактате врача и философа Патанджали «Йога-сутра» (II в. до н. э.). В «Йога сутре» теоретическая часть учения представлена четырьмя частями: Самдхипада, Садханапада, Вибхутипада и Кайвальяпада. Практическая часть впервые выделяет упражнения – умственно–духовные усилия, достигаемые специальным сосредоточением и медитацией. Асаны и пранаяма являются лишь одним из средств к успокоению ума.

После Патанджали теоретические стороны учения йоги были изложены в других древних и средневековых текстах. Это прежде всего: «Йога–васиштха», «Карпуради–стотра», «Гхеранда–самхита», «Хатха–йога–прадипика», «Йога–манипратха», «Йога–варттика», «Йога–сара–санграха».
Патанджали была сформулирована концепция «восьмеричного пути», являющейся ступенями практики к высотам физического и духовного развития. Она содержала следующие понятия:

яма  –  воздержание, ограничение, контроль межличностных отношений;
нияма  –  культура, внутренняя дисциплина;
асана  –  практика «правильных положений тела»;
пранаяма  –  получение энергии через дыхание;
пратьяхара  –  выключение чувств, несвязывание мыслей с внешним миром;
дхарана  –  концентрация, внимание, искусство сосредотачивать мысли и силы;
дхаяна  –  медитация, длительное размышление о предметах, явлениях или истине;
самадхи  –  ссозерцание, экстаз, озарение, постижение, просветление.
Внешнее и внутреннее очищение является основным правилом ниямы. Если праведность мыслей для человека западной цивилизации в массе своей декларативна, то водные гигиенические процедуры, детализированные в йоге, питье воды, процедуры очищения носа и придаточных пазух, очистка желудка и кишечника, уход за полостью рта являются эффективными лечебно-профилактическими мероприятиями, давшими направление более современным* лечебным процедурам.

Фундаментально проработаны вопросы питания, лечебного голодания, режима труда и отдыха. Следует иметь в виду, что эта диетическая терапия разрабатывалась в вечнозеленой стране с огромным выбором дешевых растительных продуктов в любое время года.

Особенностью траволечения является использование составов приготовленных фруктов, трав и ряда минеральных веществ; этим формулам нет эквивалента в обычной Западной медицине [67]. Это могут быть настойки, чаи, компоты, пилюли или порошки. Расаяна может содержать от десяти до двадцати отдельных трав, каждая из которых содержит сотни и тысячи химических компонентов. Согласно учению аюрведы, при использовании комбинированных травяных форм, в которые иногда входит растение целиком, достигается синергическая работа различных химических компонентов, что позволяет избежать вредных побочных эффектов.

Принцип «выведения» представлен в аюрведе как нигде полно и разнообразно. Детоксикация осуществляется с потом, калом и мочой. В число регулярных процедур входят массаж абьянга со специальным масляным настоем трав, травяные клизмы. Очень широко и наружно и внутренне применяются различные масла.

Панчакарма – процесс интенсивной детоксикации – проводится в течение нескольких дней, одновременно она предусматривает комфорт и глубокий отдых.

Положение тела есть то, которое твердо и приятно. Путем легкого усилия и размышления о беспредельном положение тела становится твердым и приятным. Раз овладев сидением, противоположности перестают мешать.
Так описывается в «Йоге-сутре»* основа любой асаны, которых великое множество, но 32 признаны наиболее полезными для укрепления здоровья.

Пранаямы базируются на концепции праны – «жизненном дыхании, жизненной энергии», получаемой при дыхании. Пурака (вдох), Кумбхака (задержка дыхания) и Речака (выдох) тщательно и последовательно проработаны в йоге. Их качественные и количественные комбинации предназначаются не только для укрепления тела, но, в первую очередь, для подготовки к медитации и достижения ее высоких ступеней, невозможных без высокого уровня энергетики организма, достигаемой путем дыхания.

Асаны и пранаямы являются основой Хатха-йоги, целью которой является совершенствование физического тела и не является обязательным в других практиках** йоги. Более того, Хатха-йога, вызывающая наибольший интерес и наиболее востребованная на Западе, не входит в три основных йогических пути: пути действия (Карма-йога), пути знания (Джнани-йога) и пути любви (Бхакти-йога). В XX веке йога получила широкое распространение по всему миру и новые пути развития. Наиболее яркие примеры «неклассических» йог- интегративная йога, разработанная Шри - Ауробиндо Гхошем, и Агни-йога, у истоков которой стояли Е.И. Рерих и Н.К. Рерих.

На Западе йога появилась сравнительно недавно. Так, в США она проникла в середине 1800 годов. Примерно в это же время, усилиями интеллектуалов, интересовавшихся эзотерическими философиями Востока, о йоге узнали в Европе и России. Свами Вивекананда в 1893 г. зажег немеркнущий интерес к йоге на Всемирной выставке в Чикаго. Методы йоги достаточно широко распространены во всем мире, проходя известные пики популярности. В СССР ажиотаж вокруг совершенно неизвестного в стране экзотического, сразу овеянного невероятными слухами метода пришелся на начало 70-х годов. Сейчас в секциях йогов можно найти истинных энтузиастов русского происхождения, отдавших многие годы практическому применению метода. В самой Индии созданы институты йоготерапии и йогокультуры, йогоцентры, йогоашрамы. Их работой руководят профессионалы; обучают йоге и лечат больных. Большинство из них – врачи, прекрасно знающие как народную древнеиндийскую науку о лечении болезней – Аюрведу, так и современную медицину.

В Индии йога введена для обязательного изучения в армии, полиции и учебных заведениях страны. В ряде государств она является обязательной в физической подготовке военнослужащих, прежде всего летчиков и подводников.

Конец прошедшего века ознаменовался увеличением интереса на Западе методами Восточного целительства/самооздоровления. К сожалению, вся эта старейшая и отработанная веками система широкими массами востребована «наоборот» – в большей мере через интерес к энергопрактикам и в самой малой – к морально-этическому совершенствованию, которые всегда и во всех традициях являлись первыми, начальными ступенями духовной трансформации (яма и нияма).

Этическое развитие, психо-эмоциональная чистота личности лежат в основе великих религий и систем трансформации личности. И им, безусловно, придавалось значение большее, чем физическому совершенствованию. Западный ум в своем неуемном стремлении все разложить по классификационным признакам сумел и в данном варианте из цельного мировоззрения сделать рекламный сленг на основе лаконичности, якобы понятности и, на деле, сомнительной лечебной эффективности. Решение возникших перед человеком душевных проблем и заболеваний, по мнению ряда авторов [37,47,99], возможно через раскрытие какой-то (или нескольких) из 7 чакр. В индуизме, где, собственно, рождалось учение о энергетических центрах - чакрах, они вообще рассматривались как взаимосвязанное продолжение ума, отвечающие за свой уровень осознания.

Методов работы по раскрытию/стимуляции чакр достаточно много, также как взглядов на их функцию. Считается, что первая (чакра) ответственна за семейную безопасность, удовлетворение жизненных потребностей; вторая – за силу отношений, секс, власть, творчество; третья связана со страхом и уверенностью в себе, ответственностью в принятии решений; четвертая – центр любви, ненависти, горя, гнева, сострадания, надежды, доверия; пятая является волевым центром, с ней связаны выбор и воплощение цели, способность принимать решения; шестая – интеллектуально-творческий центр, интуитивизм и седьмая – этика, гуманность, духовность, вдохновение. Каждому центру соответствуют отдельные части тела и органы, где сердце, без всякого сомнения, принадлежит 4 чакре, а мозг – шестой, и, главное для нас – болезни соответствующих органов и систем.

Литература на эту тему интересна и познавательна, однако квалифицированное описание по работе с не раскрытыми, либо «подавленными» центрами после общих описаний заканчивается приглашением посещать тренинги в авторском центре. Кроме того, сама работа требует немалой подготовки и является достаточно длительным занятием. По мнению же других -–она просто опасна.

Однако, как бы там ни было – все это вечный процесс ментальной переработки известной информации под требование времени. Так, С.Д. Джагдиш приводит оригинальную классификацию человеческих типов в зависимости от преобладания в их энергетике того или иного центра. И где К. Юнг с его некогда революционной характеристикой психологических типов?

Определение «Восточная медицина» объединяет различные направления медицинских систем юго-восточной Азии, Дальнего Востока, Монголии, Тибета и Японии, уходящих своими корнями в индийскую и китайскую медицину. Значительные отличия космологических представлений китайской цивилизации с ее пятичленной космологической моделью, концепцией Инь-Янь (китайский вариант диалектического единства), числовой кодировкой мирового пространства, антропо- и зооморфной персонологической символикой до настоящего времени надежно «изолируют» восточное мировоззрение, играя роль яркого ярлыка, рекламы в эру развития информационной цивилизации.

Китайская медицина – собирательное название различных, но взаимосвязанных направлений целительства, восходящих корнями к временам ханьской династии. Считается, что первой известной нам книгой по медицине стала «Хуанди нейцзин» («Трактат о внутреннем»), приписываемая императору Хуан-ди (III тысячелетие до н. э.)*. Все основные виды лечения – применение лекарств, акупунктура (акупрессура) и цигун явились частным воплощением даосской философии, принесшей идеи взаимодействия Инь-Янь, Пяти стихий, Недеяния, Податливости, Естественности, всеобщего ритма Превращений и, позже,- концепции циркуляции биоэнергии ци. Йога как система личностного духовного и физического совершенствования, получила развитие и в Китае как даосская или дзен-будийская.

Ш. Палош приводит важное пояснение о дифференциации врачебных подходов на самой территории Китая, связанной с различными климатическими и социо-культурными условиями. В восточной части страны и на юге преобладала иглотерапия; на севере – прижигание; на западе – лечение травами; в центре Китая – массаж. Так называемое траволечение, следует считать древнейшим видом терапии. Термином «трава» пользовались для обозначения любого природного материала растительного, животного или минерального происхождения*.

Лекарственная терапия составляла значительную часть «Хуанди нейцзин» или «Книги о болезнях» (V в. до н. э.) Бянь Цяо, «Как лечить различные виды горячки» и «Очерки из золотой комнаты» Чжан Чжун Цзина (III – II в. до н. э.). Набор лекарственных средств был традиционным: рвотные, слабительные, диуретики, успокаивающие, тонизирующие, жаропонижающие и болеутоляющие. Китай - родина чая и жень-шеня.

Ш. Палош указывает на «Книгу лекарственных средств Шэнь-нуна» (II в. до н.э. – II в. н. э.) как на первую в мире фармакопею, содержащую более 300 рецептов.

Концепция сбалансированного и гармоничного потока ци как основы здоровья формировалась параллельно с поиском (?)* внешних и внутренних каналов циркуляции. Иглоукалывание (чжень) и прижигание (цзю) точек акупунктуры применялись в Китае с незапамятных времен. Так как чжень и цзю использовались одновременно либо последовательно, метод получил название чжень-цзю терапии. Большой раздел «Ней-цзин» был посвящен этому методу. Упоминание о чжень-цзю имеется и в «Цзи-чжуан» ( VI в. до н. э.) [129]. «Книга правды» (IV в.) давала полную топографию почти семисот акупунктурных точек и их подробное пояснение.

Было бы несправедливым не сказать, что и в Аюрведе топографически выделяются 107 точек «марма», являющихся концептуально аналогами китайских. Аюрведический массаж «абьянга» использует стимуляцию этих точек.

Для прижигания* использовали накаленную докрасна металлическую палочку, зажженный порошок серы. Наиболее широкое распространение получило применение так называемого полынного цзю. Трава представляла собой похожий на шерсть материал, очень плотно спрессованный в виде конуса или шарика. Иногда к шерстневидному пуху полыни прибавляли лекарственные вещества: сухой имбирь, чеснок и др.

Считали, что залогом успеха является образование пузырей, при отсутствии которых эффект не наступает. Частое нагноение в области ожогов привели к модификации метода в более щадящий.

В качестве игл использовали острые концы камней (бяньши), осколки фосфора, иглы из бамбука. Железные, серебряные и золотые иглы появились в VI в. до н. э. Считалось, что золотая игла оказывает на организм возбуждающее, а серебряная – успокаивающее действие.

Примерно в V в. до н. э. выдающийся врач Бянь Цяо первым ставил диагнозы по пульсу, о чем сообщают «Исторические записки» I в. до н. э. Обобщенные сведения в «Книге о пульсе» приводит Ван Шухэ уже в III столетии нашей эры.

По сведениям китайских исследователей в древности словосочетание «цигун»* встречается крайне редко. Такие упоминания есть в книге даоса Сюй Суня во время династии Цзинь (265 – 420 г.г.), а также – значительно позже – в одной из книг в конце Цинской династии. В «Хуанди- ней-цзин» в числе основных пяти методов лечения упоминается «дао инь ань цяо» (раскачивание конечностей и костей, приведение в движение суставов и конечностей; даосский метод взращивания жизни) – и есть древний цигун.

В перечислении восьми слов: выдыхать, вдыхать, выплевывать, натирать, медведем повисать, птицей вытягиваться – содержится описание метода «даоинь».
Многие классические медицинские трактаты на протяжении веков рассматривают эту технику. Ныне это называется статическим и динамическим цигуном.

Это все динамические и статические упражнения, дыхательные упражнения и массаж (аньмо). При этом предпочтение отдавалось самомассажу, позволявшему сделать более подвижным все тело.

Цигун – целостный метод самолечения, укрепляющий все тело, признавался как более эффективный по сравнению с лекарствами.

Методы работы с дыханием, дыхательная гимнастика – один из ключевые элементы цигун-терапии. В тексте «Эпитафии из яшмовых подвесок о движении ци», относимом к 380 г. н. э., было сформулировано представление о движении ци в организме и методе работы с ним посредством дыхания.

В более поздних источниках времен династии Хань (206 г. до н. э. – 250 г. н. э.) приводятся многочисленные примеры и комментарии по дыхательной гимнастике. Дыхательная гимнастика отождествляется с приемом ци, но с гораздо более выраженным эффектом.

В книге Ван Чуна «Относительно равновесия» сказано:

Те, кто питается ци, долголетни, и не умирают, хотя не зерном насыщаются – наполнены ци.
Врачу Хуа То приписывают создание комплекса «Танец пяти животных», объединявшего характерные позы, движения и особенности дыхания тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы. Ма Цзижень замечает, что конкретные движения этого комплекса до нас не дошли, а существующие сейчас заново придуманы потомками.

В последующие годы, при династиях Вэй и Цзинь (с 200 по 589 г.г.) и до периода пяти династий (до 979 г.г.), мы находим неоднократные ссылки на работу с ци как основу здоровья. Ван Чжэнь в «Книге Поздний Хань» говорит о зародышевом дыхании.

Зародышевое дыхание (тайси) – это метод очень слабого дыхания, главное в котором – закрыть ци (не дышать). Пища зародыша – проглоченная слюна.
В «Сборнике основ взращивания жизни» Чжан Чжаня приводится 10 основ взращивания жизни. Первые 4 относят к древнему цигуну. В известной книге «Бао Пуцзы» впервые появляются представления о трех полях киновари (дантянях).

Известный даос и врачеватель Тао Хунцзин в книге «Записки о взращивании природы и продлении жизни» описал методики и теории древнего цигуна.

Чао Юаньфан в книге «Об исходных состояниях различных болезней», посвященной источникам болезней и выделению 1700 симптомов, говорит только о цигун.

Эти компрессы, натирания, иглы и камни не есть истинное средство, введите саморегуляцию посредством ведения и привлечения*, сегодняшнее прибавляйте к завтрашнему.
Более подробно методы вождения и привлечения ци освещены в работах Сунь Сымяо. Им же был написан фундаментальный труд «Тысяча золотых рецептов».

В VI – XI веках врачевание получило значительное развитие. Издаются руководства по применению метода акупунктуры. В XI веке появляется первый «Атлас точек Ван-Вейя», на основе которого в 1027 году отливается бронзовая модель фигуры человека с нанесенными на ней 600 известными к тому времени точками. К этому же времени относят проникновение метода в Японию, Монголию, Корею, Индию.

Метод ауриколотерапии, «эр-чжень-ляо», имеющий многовековую историю, упоминается еще в «Хуанди-Нэй-цзин», где имеется высказывание об ушной раковине как месте скопления каналов цзин-ло, связанных со всеми органами и системами организма.

В «Тысяче золотых рецептов» Сун-симяо (VII в.) приводятся сведения о лечении глухонемоты прижиганием полынью ушной раковины. Ян Сюй-чжоу успешно применял прижигание ушной раковины для лечения катаракты.

Во времена позднего периода Северной Сун появилось крупное произведение «Общие записи об императорской помощи» – сборник медицинских трудов и методов, скомплектованный чиновниками по указанию Сунского правительства.

В книге Чжан Шуя «Куриный пик – метод всеобщей помощи» приведены методики ведения и привлечения:

Мысль – водитель ци, куда приходит мысль, туда приходит ци. В каждом месте тела, где не спокойно, происходит микрозапирание ци. Мыслью привлекают ци в больное место и нападают на него: необходим посланец.
К методам дыхания, массажа, даоинь и аньмо как основным методам лечения и самозакалки обращаются практически все авторы периодов Цзинь, Юань, династий Мин и Цин.

Большое внимание уделяется методу так называемого тихого сидения. Поэт Лу Ю пишет:

Сердце как вода в пучине, нет ветерка, сидишь и считаешь тысячу дыханий.
Би Сюан, живший при династии Мин (1368 – 1644) в «Записках о чтении книг» говорит*:

Собирать тело и сердце – это находиться в спокойствии.
Поражает количество дошедших до нас литературных медицинских источников либо комментариев к ним с упоминанием не сохранившихся, свидетельствующих о высокой значимости медицины и ее широком практическом применении.

Среди наиболее значительных - «Энциклопедия древней и современной медицины» Сюй Чуньну, где были собраны, исправлены и систематизированы важнейшие медицинские достижения. Большое внимание уделено динамическим и статическим методам цигуна.

Развитие методов иглоукалывания и прижигания отражено в работах Ян Сюйчжоу и великого врача Ли Шичженя. Этот удивительный человек оставил описание 10 тысяч рецептурных прописей, многие из которых признаны как традиционной, так и современной китайской медициной.

Чэнь Мэнлей во времена Цинской династии составил крупнейший сборник трудов по медицине «Собрание древних и современных книг и схем».

Чэнь Цзяжу, живший в то же время, говорил:

Занятия ведением и привлечением в сто раз (эффективнее) медицины и лекарств, нельзя не знать (эту систему), нельзя не стараться овладеть*.
Развитие методов традиционной терапии в последующие века не носило поступательного характера. Это были периоды гонений, упадка и вновь вспыхнувшего интереса в середине XX века. Запад более жадно воспринимал, пытался осмыслить и трансформировать традиционные методы лечения. Так, появление акупунктуры в Европе в XVII в. привлекло внимание исследователей, и метод со временем получил широкое распространение*, особенно во Франции и России. Во Франции P.Nogiee, 1969, был развит метод аурикулотерапии.

Интересным фактом является методическое отличие применения метода в Японии. Здесь были сформированы собственные теоретические концепции.

Не менее интересную трансформацию, как в теории, так и в практике, претерпел метод в Корее, где он называется «су-джок» (нога-рука).

В 1955 году в Пекине был создан научно-исследовательский институт методов чжень-цзю терапии в составе Академии китайской народной медицины. Метод преподается во всех средних и высших медицинских заведениях Китая.

Еще более широкое и глубокое распространение получил метод во Франции и России*.

Тибетская медицина, чаще называемая в нашей стране как индо-тибетская, пожалуй, более других была известна и популярна в дореволюционной России и СССР благодаря деятельности Петра (Жамсарана) и Николая Бадмаевых. Первый из них перевел на русский основной труд тибетской медицины «Чжуд-ши».

Развиваясь (или создаваясь?) в непосредственном соприкосновении с медициной Древнего Китая и Индии, она сохранила (или приобрела?) собственное лицо. Возможным определяющим фактором в формировании теоретической основы (и уж точно мировоззренческой!) следует считать буддизм, являющийся религией Тибета, Монголии и Бурятии.

Считается, что тибетская медицина возникла в XII веке на базисе древнеиндийской, китайской и древнеперсидской медицины. Ютог Йондан-гонпо (1112 – 1203) объединил основы тибетской медицины в «Чжуд-ши» («Четыре тантры»), а в XVII веке Дэсрид Саигжай Джамцо составил комментарий к «Чжуд-ши» - «Вайдурья-онбо».

В основе этого труда - обобщенные заключения, сделанные на основе наблюдений и анализе внешности и характера человека, его образа жизни, привычек и страстей. Как учит «Чжуд-ши», общая причина всех болезней одна – невежество. Оно – причина неуемных страстей, гнева, пороков. Среди причин заболеваний выделяют «Избыток» и «Недостаток», «Неверность» - дисгармоничная жизнь.

Выделяли четыре этапа в развитии болезни, а всего различали 404 болезни.

Условиями развития заболевания считали возраст, неблагоприятный сезон, неблагоприятное психическое состояние и неверный образ жизни. Также как и в Индии, правда, в оригинальном варианте, были выдвинуты три доша организма: рлунг (ветер), мкхрис (желчь) и бадкан (слизь), в которые сводились все органы и системы. По мнению современных исследователей, рлунг соответствует нервной системе, мкхрис – гуморальной и кроветворной и бадкан – гуморальной и эндокринной. Преобладание того или иного доша определяет его темперамент и предрасположенность к болезням.

Арсенал лекарственных средств тибетской медицины огромен. Чрезвычайно высоко развитая лекарственная терапия, основанная на использовании природных растительных, животных и минеральных источников, определила уникальность тибетской медицины на долгие века. Для широкого же распространения методов терапии существовали реальные географические, религиозные, языковые трудности. Существовали рецептурные справочники («жоры»): наиболее известный среди них «Жидуй-нин-нор». Все сочинения иллюстрировались «дунпе» (атласами).

Классификация лекарственных средств по принципу аналогии основана на выявлении общности между частями лекарственных растений, частями тела человека и его отдельными органами. Считается, что корни, ветви и стебли излечивают болезни костей, мяса и сосудов. Листья, млечный сок и побеги используются при болезнях полых органов. Цветки, плоды и колосья – при болезнях глаз, лица, головы. Еще более оригинально представление о рвотном или слабительном предназначении лекарства: весной, когда растения тянутся вверх, соки тоже движутся вверх, поэтому растения вызывают рвоту. Осенью, когда соки движутся вниз, растения вызывают понос.

Классификация по вкусам исходит из представления о пяти стихиях. Досконально описаны свойства лекарств в зависимости от вкуса, показания к применению. Лекарства из животного сырья подразделялись на 13 видов: рога, кости, мясо, кровь, желчь, жир, мозг, кожа, когти, волосы, моча, как и средства из целого органа. Употребляли в виде зольных препаратов.

Классификация по их применению группировала препараты, эффективные при определенных патологических состояниях. Это болезни «жара», болезни «желчи», болезни крови, заразные болезни, противоядия, излечивающие болезни легких, болезни «ветра» и группа, включающая средства для лечения болезней «слизи с ветром», протекающих с жаром и без него.

Тибетские лекарства включали иногда несколько десятков компонентов.

Последние новости
Хиджама - избавление от
08.01.2024
Хиджама - избавление от "устаревшей" крови.
Читать далее
Кетгут-терапия
08.01.2024
Кетгут-терапия
Читать далее
Больше доверия к традиционной китайской медицине
02.10.2022
Больше доверия к традиционной китайской медицине
Читать далее
Традиционная китайская медицина популярна в России
04.09.2022
Традиционная китайская медицина популярна в России
Читать далее
Китайский Новый год 2022
02.01.2022
Китайский Новый год 2022
Читать далее
История традиционной медицины Китая
28.05.2021
История традиционной медицины Китая
Читать далее
Мы в контакте